Дети любят не так, как взрослые. Понять сущность детской любви необходимо, чтобы в воспитании достичь успеха.
Рассмотрим пример любви взрослых. Виталий любит Иру и хочет на ней жениться. Он старается быть внимательным, добрым, всегда готовым помочь, всячески доказывает свою любовь. Виталий любовь Иры стремится заслужить. Такая любовь называется взаимовыгодной. Один взрослый прилагает усилия, чтобы заручиться любовью другого взрослого в обмен на свою. Все взрослые мечтают, чтобы их любили безусловной любовью, но способны они любить чаще всего только взаимовыгодно. На высокое чувство безусловной любви мы способны только в очень редких случаях.
Ребенок никого, кроме себя, любить не умеет, ни с выгодой, ни без нее. Любовь ребенка ориентирована на него самого в силу психологической незрелости личности. Он любит подсознательно, инстинктивно ощущая потребность быть любимым. Дети знают только о своем праве на любовь родителей и требуют его соблюдать. О том, что у родителей тоже есть душа, жаждущая любви, дети не знают.
Когда эмоциональный сосуд в душе ребенка наполнен любовью до самых краев, он оставляет родителей в покое, у него нет необходимости побуждать их проявлять свою любовь к нему. Если же уровень наполненности низкий, ребенок своим поведением задает родителям вопрос: «Вы меня любите?». Он будет задавать этот вопрос постоянно, до тех пор, пока его душа снова не наполнится положительными эмоциями. Ответ дети ищут в поступках, а не словах, родителей. Как родители ответят на вопрос о любви детей, таким и будет их выбор дальнейшего типа поведения. Главная причина плохого поведения детей – пустая эмоциональная емкость их души, дети не ощущают любви. Есть и другие причины, но эта – самая существенная, усугубляющая влияние всех остальных.
Почему понимание детской любви так важно? Почти все родители полагают, что их одобрение и любовь ребенок обязан заслужить своими хорошими поступками. Однако ребенок для этого слишком неопытен. Родители, не понимающие механизма детской любви, считают его поведение грубым и неуважительным, когда он пытается добыть жизненно необходимую эмоциональную энергию.
Плохим поведением дочь или сын умоляют родителей проявить к нему любовь. Взрослых такой подход приводит в замешательство и недоумение, но это вполне нормальное поведение неудовлетворенного любовью ребенка. Если родители смогут убедить ребенка своими поступками в том, что они любят его, то этим снимут гору с его и со своих плеч, он уже не будет плохим поведением испытывать их любовь. Не понимая, что в действительности стоит за капризами, истериками и непослушанием, родители лишают ребенка своей любви, ожидая, что он станет вести себя лучше, чтобы ее вернуть. Они обвиняют ребенка в неблагодарности, грубости, неуважении, когда он всего лишь по-детски задает вопрос «Ты меня любишь?».